Индейский хоровод

Штрихи к визиту индейцев-бахаи в Новосибирск

Журнал "Первые Американцы". №6/2000. Санкт-Петербург.

Роуз Моррис живет в маленьком городке Етез на самом севере резервации навахо. Она работает медсестрой в пансионе для больных и престарелых. Одевается как типичная американка. Коротко стрижется.
Она любит музыку, даже ходит с плеером. Я послушала: бум-бум-бум. «Что это?» - «Апачские пейотистские песни. Брат разучивает с друзьями...» За ритмом барабана и пением слышны лай собак, позвякивание посуды. Впрочем, слушает она и современную музыку.
Блэкфут (Александр Попов) расспрашивает о Туземной Американской Церкви. Роуз говорит, что ее брат состоит в ней. Интересно, что пейоте у навахо не жуют, а пьют как чай. «После первого раза человек словно пьянеет, - смеется она, - а вот через несколько церемоний можно попасть сознанием туда...» - показывает рукой вверх. (К слову сказать, бахаисты не употребляют алкоголь, наркотики и все, что «похищает разум»). «К пейоте обращаются, когда у человека возникают проблемы», - добавляет Роуз.
я и Роуз
При первой же встрече Роуз обмолвилась, что может приготовить навахское блюдо. И вот мы устраиваем «мини-пау-вау» в четырех стенах. Женщины готовят, мужчины курят, дети бегают под ногами - и все это под пейотистские песни и непрестанные шутки. Роуз замешивает тесто.
Переводчица Лариса спрашивает: «А дома Вы это готовите?» — «Нет, - смеется Роуз, - я ленивица». Выясняется, что такие праздничные блюда готовят мужчины, да и в будни они часто участвуют в стряпне.
Поскольку Роуз часто упоминает родственников, я интересуюсь, много ли у нее братьев и сестер. «Много, - говорит, - у нас там все родственники... Брат вон вообще четвертую жену завел...» «Навахо такос» оказались очень деликатным блюдом. Как выразились наши ребята: «Одной лепешки мало, а двух много». Не знаю, не знаю... Мы с Лесей после одной-то оказались в состоянии съесть что-то еще только на следующий день - очень сытно!
Готовится это яство довольно просто: муку, сухое молоко и разрыхлитель (пекарский порошок, не путать с дрожжами!) заваривают кипятком, замешивают и оставляют на полчаса подойти. Потом тесто раскатывается на тонкие (около 2 мм) лепешки диаметром 25-30 см, которые жарятся на кукурузном масле. На лепешку укладывается горячая вареная фасоль (лучше крупная белая), тертый сыр «чеддэр», некрупно нарезанные салат, помидоры, лук (крупный, сладкий). Все это заливается острым мексиканским соусом «салса». Едят руками. Вкусно необыкновенно!!!
                          Пробуем такосы                            Роуз на моей кухне                            Индейская пирушка
Мы в следующий раз угощали Роуз блинами и окрошкой. К окрошке она отнеслась сдержанно, а вот блины ей понравились. В Америке вообще не любят кислого. Роуз пробует черную смородину, морщится: «У нас это растет, только слаще. Медведи очень любят».
За едой слушаем аудиокассету «Heartbeat:Voices of First Nations Women». Роуз вдруг оживляется: «О, это навахская песня. Под нее девушки танцуют, а мужчины платят». «Так-так-так, - заинтересовались наши девушки. - А подробней?» «Люди стоят в церемониальном кругу, девушки танцуют, а потом вытягивают из круга мужчину, у которого, как им кажется, должны быть деньги». Впрочем, он может откупиться и обрядовыми дарами. А вообще эту песню поют на церемонии «Путь воина», когда вспоминают о всех ушедших на войну или не вернувшихся с нее. Роуз напомнила, что во Вторую мировую навахи служили связистами, а японцы не могли разгадать их «хитрый код», который был попросту их языком.
Блэкфут и Роуз на площадкеПока готовились блины, я пристала к Роуз с навахским языком. Ох, не зря говорится, что «хочешь знать народ - учи его язык», а мы по-прежнему «ленивы и нелюбопытны». Первые впечатления: 1) совершенно не произносимо (множество самых невероятных звуков, которых в навахском оказывается около трехсот!), 2) красиво, 3) глубоко по смыслу. За полчаса я узнала о навахском менталитете больше, чем из десятка книг. «Атце» означает и «здравствуй», и «хорошо». Мир (в котором мы живем) - «нахозтца», где «хозтца» - «женщина» (что-то вроде Мать-Земля). Мир (в смысле мирной жизни) означает просто «приходите» -«ходесгель».
Год у навахов делится на 15-18 «месяцев», а начинается в октябре. Названия наших месяцев: январь - яснихчес, «тающий снег»; февраль - атса бияажш, «молодой орел»; март - во-озджи, «крик молодого орла»; апрель - тачил, «молодой лист»; май - татцо, «большой лист»; июнь - яищачил, «первая посадка»; июль -яищатцо, «вторая посадка»; август – бине’энт’атцозе, «первый урожай»; сентябрь – бине’энт’атцо, «второй урожай»; октябрь - а-джа (с носовым «а»), «новый год»; ноябрь - нихчетцозе, «первое дыхание (веяние) весны» (буквально -слабое изменение в окружающем воздухе), декабрь - нихчетцо, «сильное дыхание весны».
Роуз и Саша-Блэкфут
«Роуз, как вам понравился наш город?» - «Очень много деревьев».
Несмотря на свою давнюю увлеченность индеанистикой, с коренной американкой я встретилась впервые. И тем приятнее было то, что мои идеализированные внутренние представления и ожидания не разошлись с действительностью. Не даром мне вдруг вспомнилась фраза из давно читанной в «Ровеснике» статьи о навахах: «Они не говорят о любви, они излучают ее». Я была просто счастлива, что Роуз оказалась именно таким человеком.
Перед отъездом в Тюмень она приехала с новоприбывшими Эриком и Мириам.
Эрик Гуден (чиппева/кри) живет в Тертл-Маунтин (Северная Дакота). Плотничает. Он - лидер бахай в своей округе.Что они с Роуз дружно подчеркивают, так это близость веры бахаи к их традиционным религиозным представлениям.
Разговариваем с Эриком о травах: «Мне их показывала моя бабушка. Но для того, чтобы стать шаманом, я слишком молод». — «Да? - удивляюсь я, ведь Эрику уже 33 года. - А когда же пора?» «Ну, это надо с духами советоваться, - бросает он мимоходом. - Травы у нас знают почти все, но шаман в поселке один». К слову сказать, к духам индейцы относятся вполне обыденно.
Встреча в городе
Мириам Брукс, 17 лет, она - наполовину чокто, наполовину афроамериканка. Живет в Лос-Анджелесе, только что закончила колледж. Красавица - глаз не отвести! И она, и Эрик привезли национальные костюмы.
Эрик поет Барабан у Эрика просто замечательный. Девятиконечный (по числу чтимых бахаи пророков), обтянутый лосиной кожей, на которой нарисованы девятиконечная звезда бахаи, медведь, медвежьи и лосиные следы. На обратной стороне привязаны мешочки с табаком: желтый, красный, белый и черный по сторонам света. Но восток почему-то напротив севера, а юг и запад - рядышком. Барабан делал не сам, получил в подарок от друга сиу. А у чиппева барабаны делают женщины.
Эрик много пел. Например, песню, которую чиппева поют в полнолуние, когда у них смутно на душе.
Еще в первый раз мы показали Роуз любительский видеофильм «Пау-вау под Ленинградом». Она была просто ошеломлена! Раз пять переспрашивала: «Это вы все сами делали или в магазине покупали?» «Сами», - честно признавались мы. Задали мы и самый трудный для нас вопрос: как бы к этому отнеслись ее соплеменники. Роуз задумалась, а потом ответила: «Если бы они увидели только видеозапись, то многие — негативно. Но после такого разговора, как у нас с вами, я полагаю, они изменили бы свое мнение../»
Но когда Роуз смотрела уже наше сибирское пау-вау, где парни танцевали под индейскую аудиозапись, она деликатно заметила: «А вот это больше похоже на индейское пение...» А Эрик, глядя на питерские танцы, вообще коротко заявил: «Неправильно!», - потом, правда, утешающе добавил: «Но если вы будете танцевать каждый год, то у вас будет получаться все лучше и лучше».
Эрик барабанит
Танцуют все.Эрик и Мириам научили нас Пляске Круга Жизни. Все становятся в большой круг и, держась за руки, под ритм барабана... водят хоровод. Правда, лицом всегда к центру круга и переступая так - шаг, секунда остановки, шаг. «Когда сменяется ритм, надо воздевать руки», - сказала Мириам. Однако понять, где он сменяется, для нас было очень не просто, и приходилось поднимать руки вслед за ней.
Как-то Мириам сказала: «В детстве я не раз спрашивала у мамы - неужели наша культура и традиции интересны кому-то еще, кроме нас самих?..»Ответа мы не услышали, но каждый подумал о чем-то своем.
Танцуют уже только девушки.
Уезжая Роуз увешала меня навахской бирюзой, вручила потрепанный молитвенник бахаи, оставила подлинное изобилие душевного тепла... и надежду на новую встречу. Ведь мы еще должны научиться плести бисером по-навахски. И потому мы сказали друг другу: «Хогона - до свидания...»
                           Все вместе.                            Те же и Рита                            И еще общий план.
Июль 1999
Прим. редактора:
1. Бахаизм - религия, сформировавшаяся на рубеже XIX и XX вв., и проповедующая идею Единого Бога и синтеза всех религий человечества.
2. Пейотизм - с конца XIX в. широко распространившаяся по индейским резервациям религия, базирующаяся на христианских представлениях и культе на основе применения галлюциногенного кактуса пейоте (употребление которого не вызывает наркотического привыкания).
3. Туземная Американская Церковь - официальное название пейотистской церкви.

Сайт создан в системе uCoz