Роберт Андерсон
Солдатские матери северных шейеннов
В 1952 г. на р. Язык насчитывалось двенадцать групп Солдатских Матерей, в среднем от восьми до десяти членов. Четыре из них были в общине Хромого Оленя, три – в Берни, три – в Басби, и одна – в Эшленде. Они состоят, в основном, из женщин, чьи родственники в вооруженных силах – матерей, сестер, жен, теток, бабушек и возлюбленных. Обычно один или двое мужчин связаны с каждой группой. У каждой есть президент, секретарь и казначей, может быть также и вице-президент. Скооперировавшиеся группы одной или нескольких общин начинали приготовления для проводов или радушной встречи военнослужащего, собирали деньги и вещи для сопутствующей раздачи, и чтобы накормить собравшихся, и с помощью своих помощников-мужчин и членов Палатки Вождей организовывали исполнение обряда. Во время церемонии участвующие Солдатские Матери не носят одеяла особенных цветов, материала и узоров; однако, некоторые пришивают на свои одеяла отчетливыми буквами имена родственников военнослужащего с названиями, номерами и эмблемами их воинских частей. Информаторы северных шейеннов описывают сообщества как продолжение не формально организованных групп, которые делали денежные сборы для Красного Креста и других благотворительных организаций в начале Второй Мировой Войны, но приписывают данную церемонию и общую организацию шейеннам Оклахомы. Очевидно, собранные деньги и вещи отдавались иногда прямо юношам, уходящим на военную службу или возвращающимся домой, и это стало обычной практикой. Существовал и обычай посвящать Танец Солнца военнослужащим и инсценировать для их благоденствия и пользы племенные ритуалы, такие как так называемый Танец Победы, при которых они получают подарки от не формальных женских групп и их родственников и друзей. Участвуют Палатка Вождей и военные общества. В эти времена так же шаманы исполняют ритуалы, чтобы призвать сверхъестественное покровительство уходящим юношам. Таким образом церемония построена и из исконных, и из современных элементов, но движущая сила данной организации пришла из Оклахомы. Мы представляем здесь обобщенный отчет о церемонии, основанный на наблюдениях за двумя исполнениями обрядов и опросе информаторов. Она проходит на открытом месте, ограниченном деревянными скамьями, рядом с центом которого – шест для флага. Еда, блюда и вещи для раздаривания нагромождаются на столах. Зимой исполнения обряда происходит в зале собраний. |
Теперь шаман становится на колени перед чествуемым военнослужащим. Он кладет «свитграсс» на раскаленный уголь и окуривает юношу дымом, молясь какое-то время. Натуральное имя последнего может быть «отброшено», а ему дается новое имя. По завершении этого маленького ритуала солдат и его родственники делают памятный подарок шаману в оплату, набрасывая несколько одеял и шалей, одно за другим, на его спину. Если юноша убил врага, может быть другой ритуал. В то время как женщины и дети шагают в ряд перед ним, он мажет их лица древесным углем, старый знак радости при смерти врага. Для солдат, вернувшихся из боя (этот обряд наблюдался автором), может быть исполнен старый Танец Победы, и священное убранство из Типи Священной Шапки выставляет с шеста – скальпы, или освященная шкура, называемая Оборотень, и это часть связки Священной Шапки. Вместо скальпов на одной из церемоний наблюдались другие принесенные трофеи: пули и азиатские бумажные деньги на палке с веревкой. Церемония заканчивается, как и все праздники шейеннов, пиром. Еда дается по очереди Солдатскими Матерями, родными и друзьями солдата и их родными и друзьями. Информаторы заметили, что пир наоборот может предшествовать проведению обряда, особенно, если он происходит утром. В старые дни бизоньей охоты и племенных войн были церемонии с элементами этой. Ритуалы отмечал выход на военную тропу. Церемониальное очищение, культурное выражение радости или горя, присвоение новых имен, получение и раздача вещей отмечали новый статус и возвращение домой воинов. Традиционно женщины участвовали в танцах скальпов и танцах обществ, проводимых после возвращения воинов из похода. Однако, хотя мы признали, что элементы проведения этого обряда могут быть найдены в исконной культуре, нужно искать другое объяснение их современному соединению и вновь работающим нуждам, нежели простое упорство. Возможно, церемония может психологически повышать чувство солидарности; она – творец боевого духа для военнослужащего и общины; она уменьшает страх за безопасность солдата, обеспечивая его сверхъестественным покровительством от вреда и дает образец ритуализации радости при его возвращении. Но церемония может быть также объяснена на социо-культурном уровне, как механизм выживания группы. Другими словами, она имеет доказуемые социальные функции. |
Нужно указать, что военная служба – не единственный случай для покидания резервации. Уезжали отдельные люди и семьи, и даже скрытно уезжали. Церемонии не организовывались в случае этих разрывов. Но в этих случаях, мы полагаем, отъезд – только симптом, что узы уже порваны, и отдельные люди или семьи больше не являются крепкой частью системы. Это – маленькая опасность, и, возможно, их удаление полезно. Кроме того, вполне может быть, что механизм, работающий так драматично, здесь частично просто потому, что он был так близко. Элементы, пришедшие от дней бизоньей охоты и межплеменных набегов, перекомпанованы и поставлены в новый контекст. Трансформируется более всеобщее социальное изменение, нежели базисное изобретение. У шейеннов нет видимого эффективного механизма для достижения разделения товаров и обязанностей, тогда как отлучение членов от их старых привычек и отношений сильно продвинулось. Некоторые люди или семьи могут просто уехать. Таким образом мы имеем в Солдатских Матерях элементы прошлого, измененные и помещенные в новый контекст. Мы попытались продемонстрировать важную интеграционную функцию для этого. Во многом тот же образ, как и этот, предлагающий параллель – шейеннские мужские общества, образованные в полуземледельческой, сельской жизни прерий с просто, возможно, социально-восстановительными функциями, которые были превращены в политический инструмент во враждебных степях. Необходимо заметить прирожденную слабость такого функционального объяснения, как это. Можно допустить, что оно высоко интуитивно в первом случае, и можно придумать альтернативные ряды объясняющих факторов. Тестирование сомнительно; доказательства трудно достижимы. Современные церемониалы, однако, представляют удобный случай для сравнительной работы, и есть надежда, что при появлении сходных комплексом о них будет сообщено. |